Юлия алексеева
Архитектура мозга
как программы раннего развития проектируют старт возможностей ребенка
Об архитектуре мозга
If a building becomes architecture, then it is art
Приобретение любого нового знания начинается с этапа овледения новым мышленим. Если попробовать обойти этот этап и применить только практические действия, успеха будет добиться сложно. Однако, если в процессе обучения соединить: мышление «мастера» по изучаемому новому навыку и серьезную практическую работу, то успех неизбежен. У каждого знания есть свой неповторимый алгоритм мышления. И объединяет эти алгоритмы одно – задействованная архитектура мозга. Давайте уточним, что подразумевается под термином – архитектура мозга. Архитектура мозга состоит из: №1 миллиарда связей между нейронами №2 в различных его областях.
Это означает, что образовательные программы, которые учитывают архитектуру мозга – во время обучающего процесса, обязательно воздействуют
на все его зоны и путем неоднократных повторений создают прочные связи между нейронами.
Прочные связи надежно создаются «нейро-зацепками» - это арсенал видов памяти. А воздействие на разные зоны мозга осуществляется за счет зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, эмоциональных и других стимулов во время обучения.



Знание линий развития мозга ведет к более глубокому пониманию его архитектуры.

Линии развития мозга
1
Первая линия
Линия времени - жизни - она стремится от сильного ускорения в раннем возрасте к замедлению. В первые годы жизни – ежесекундно образуется более однго миллиона новых нейронных связей.
2
Третья линия
Линия пластичности - от наивысших возможностей к изменениям - к наименьшим (выделена синим цветом на рисунке выше).
3
Вторая линия
Линия функций - строится от простых навыков - к сложным.
4

Четвертая линия
Линия усилий мозга на внедрение этих самых изменения - от практически их отсутствия: например, естественная игра ребенка как средство развития в детстве, до серьезных , представим, что вдруг вам стало необходимо выучить иностранный язык в 90 лет (выделена оранжевым цветом на рисунке выше).
Раннее развитие - не синоним опережающему.
Очень по-разному можно распорядится количеством нейронных связей, которыми щедро наделяет природа каждого ребенка в раннем возрасте. Использовать, чтобы создать основы и возможности для мозга. Или отказаться. Природа достаточно быстро отсекает «неиспользуемое», чтобы «остатки» могли работать эффективнее. И это сокращение продолжается каждый день. Именно поэтому все, что происходит в раннем возрасте (или не происходит, если мы не используем нейронные связи) создает основы для всех соединений, которые сформируются позже в дошкольном, школьном возрасте и далее во всей взрослой жизни.
Родителям и педагогам важно понять, что раннее развитие это не опережающее развитие всех «позже», а своевременное и жизненно необходимое - развитие основ и баз для тех самых «позже».
"Путешествие Тики", Юлия Алексеева, CLEVER, Первая книга для развития чувств малыша.
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ - ЭТО НЕ ПРО ЧТЕНИЕ В ПОЛТОРА ГОДА. ЭТО ПРО ДРУГОЕ... НАПРИМЕР, ПРО РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ! ИЗВЕСТНО, ЧТО ВОСПРИЯТИЕ - ЭТО ФУНКЦИЯ МОЗГА, КОТОРОЕ АКТИВНО ФОРМИРУЕТСЯ В ДОШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ, А ОЩУЩЕНИЯ – ЭТО ТО, НА ЧЕМ ОНО ПОЛНОЦЕННО БАЗИРУЕТСЯ. ТАК ВОТ ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОЩУЩЕНИЙ – ЭТО РАННИЙ ВОЗРАСТ. ЧЕМ БОЛЕЕ МНОГООБРАЗНЫЙ ТАКТИЛЬНЫЙ, И, ВООБЩЕ, СЕНСОРНЫЙ, ОПЫТ ПОЛУЧИТ МАЛЫШ – ТЕМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, БОЛЕЕ РАЗВИТЫЙ МОЗГ У НЕГО БУДЕТ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЯ И ИХ МНОГООБРАЗИЕ, МЫ НАПРЯМУЮ ВОЗДЕЙСТВУЕМ НА РАЗВИВАЮЩИЙСЯ МОЗГ РЕБЕНКА, ПРАКТИЧЕСКИ ЗАКЛАДЫВАЯ ЕГО УНИКАЛЬНУЮ АРХИТЕКТУРУ.
АРХИТЕКТУРА ЗДОРОВОГО МОЗГА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОСНОВУ ДЛЯ ВСЕГО БУДУЩЕГОБУЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.
основы
О методе ЯСАМ
Более 20 лет назад, я начала применять знания о нейрофизиологии, полученные в Университете, на практике. Так, зародился метод раннего развития детей – ЯСАМ. Сейчас я продолжаю развивать свой метод, совершенстсвуя для педагогов профессиональные инструменты развития детей. О приемах построения образовательных программ, основу которых составляет архитектура мозга, расскажу ниже.
Дело не в контенте
Конструируя программы, самое главное удерживать фокус не контенте, а на форме занятий, их архитектуре.
Игры-тренажеры для мозга
Основу любых программ, независимо о направления, которые создаю, составляют игры – тренажеры для развития функций мозга. Они планомерно распределены внутри конструкции занятия так, чтобы у педагога была возможность активизировать у ребенка все зоны мозга.
Алгоритм занятия
Алгоритм – это важно. По сути, это количество активностей, которое вы включаете в занятие, игру или урок. У него есть количественная характеристика (количество этапов) и качественная. С качественной сложнее, надо понимать, что с чем сочетается, а что нет, выстроить иерархию относительно скорости «включения» мозга или, наоборот, наступления утомляемости у детей.
Одномоментная активизация нескольких зон мозга внутри одного занятия или игры
создает уникальное качество и количество нейронных соединений связей. В том числе поэтому, дети и родители видят результат после каждого занятия. Получается, что свой опыт, навыки, знания дети получают на стыке активизации разных отделов мозга, а значит нейронные связи более устойчивые и разветвлённые.
Закрепление архитектуры
Повторяя алгоритм (не контент!) занятия или игры на протяжении всего курса (от месяца до нескольких лет) педагог имеет возможность «простроить» и закрепить новую архитектуру мозга. Знания с годами могут улетучатся - и это нормально , их легко восстановить («Привет, google!»), а вот заложенная архитектура – будет работать на ребенка всю жизнь.
Выверенная архитектура развивающих игр и занятий создает фундамент в раннем возрасте для всех «позже» ребенка. Активизация нескольких зон мозга, в раннем возрасте, достигается различными видами активностей детей, которые достаточно динамично сменяют друг друга. К примеру, в блоке математика, когда дети готовы узнавать понятие «один и много» , мы считаем, не предметы, а запахи , звуки, поглаживания.
Исследование отличий искусственного интеллекта от человеческого, проводимого компанией Promethean, и озвученное главой департамента Стратегии Образования Джоном Колликом , утверждает , что искусственный интеллект, никогда не сможет понять «Войну и мир» Л. Н. Толстого. ИИ бессилен перед бесчисленным количеством сюжетных линий, героев, их отношений, оттенков чувств, мыслей , тысячи переплетений этого одновременно и а еще и разрезе эмоций, природы и исторической эпохи…!
А человек это может. Архитектура мозга может.
Фото с сайта www.http://mmco-expo.ru
Всегда пишите мне
Юлия Алексеева
Предприниматель, автор, основатель ЯСАМ
Phone: +7 903 961 4152
E-mail: yasaminvestbaby@gmail.com
Made on
Tilda